|
Завершился 2007 год, который, как известно, был объявлен
Годом русского языка. Но, наверное, не
только этим объясняется проведение в Смоленской области конкурса «Лучший
кабинет русского языка». Нет сомнений в том, что интерес к русскому языку не только не ослабеет, но,
напротив, будет только усиливаться. Как оказалось, не только в сельских школах,
но и во многих городских, не всегда уделяется должное внимание организации
работы кабинета русского языка. Баскаковская средняя школа в 2006 году признана одной из лучших школ России.
Школа известна с 1994 года как областная экспериментальная площадка «Школа –
крестьянское хозяйство», а с 2006 года
получила статус агрошколы. Кроме того, в нашей школе, согласно её статусу, особое внимание уделяет предметам естественно – математического
цикла, профессиональной подготовке будущих специалистов сельского хозяйства. Но
педколлектив школы во главе с
С.В.Проклиной исходит из того, что нельзя воспитать достойного сына Родины,
если он не знает родного языка и не знаком с родной литературой. Мы уверены в
том, что кабинет русского языка – это то именно место, где ученики не только получают
знания, но и идёт работа над решением проблемы формирования социально
активной и свободной личности, креативно
мыслящей, готовой к творческой деятельности, умеющей самостоятельно
действовать. Причём, эта работа ведётся
с учётом индивидуальных особенностей и
собственных интересов каждого ученика. Коммуникативная направленность
современных программ, использование инновационных технологий, на наш взгляд, и
есть те рычаги, благодаря которым учитель словесности может справиться с
главной задачей российской
образовательной политики – обеспечением современного качества образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства. И от
организации работы кабинета русского
языка, желания, а иногда и возможностей словесника во многом зависит то, как
решается эта проблема. Поэтому мы решили поделиться опытом работы кабинета
русского языка. Ежегодно перед началом учебных занятий
методическая комиссия школы проводит экспертную оценку состояния кабинета
русского языка по трём направлениям: 1. Соблюдение правил
техники безопасности и нормативных санитарно-гигиенических требований. 2. Эстетика оформления. 3. Оборудование. Итоги экспертизы
представляются в таблице (приложение1). Приложение 1. О готовности кабинета русского языка для реализации образовательной программы на
2007-2008 учебный год. Комиссия в
следующем составе: 1. 2. 3. 4. 5. Провели экспертную оценку состояния кабинета русского
языка по трём направлениям: 1.Соблюдение правил
техники безопасности и
нормативных санитарно-гигиенических требований. 2. Эстетика оформления. 3.Оборудование.
Достижение качественных
результатов учебного процесса, снижение уровня его вредного воздействия на
здоровье обучаемых, развитие творческих способностей учащихся, формирование
орфографического самоконтроля обеспечивается внедрением современных
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Это
позволяет вести обучение не за счёт
увеличения учебных часов, а за счёт применения форм и методов учебной
работы на уроке. Использование современных образовательных технологий в
практике обучения русскому языку и литературе является обязательным условием
интеллектуального, творческого и нравственного развития. В свое работе мы
исходим из того, что выбираемая технология должна иметь качественную
характеристику, то есть совокупность принципов, приёмов, методов педагогической
работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания,
развития задачами здоровья сбережения. Мы широко применяем средства
информационно-коммуникационных технологий: результат использования технологий и
перспективы развития представлены в аналитической записке. Вариативность
использования образовательных технологий даёт положительную динамику в качестве
образования и возможность прогнозировать положительные изменения,
спроецированные в программе развития школы.
Нестандартные уроки снимают напряжение, зависимость от усталости,
поддерживают и развивают природные свойства ребёнка, осуществляется
индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение
соответствующего индивидуальным
возможностям уровня сложности заданий в пределах стандартных и
повышенных требований, индивидуального темпа работы. Эти методы раскрепощают
ребёнка, повышают познавательную активность, способствуют сохранению.
психического и соматического здоровья школьников. Кабинет русского языка – это,
прежде всего, центр внедрения передовых инновационных технологий. Об их
использовании мы говорили выше, но кабинет русского языка - это и центр воспитательной работы учебного
заведения. Внеурочная работа, проводимая нами, включает
работу кружка «Репетитор», подготовку и проведение литературных вечеров,
круглых столов, выпуск стенгазет, организацию и проведение различных конкурсов,
лингвистических марафонов, Недель русского языка и литературы, театрализованных
представлений. Работа
кружка «Репетитор» направлена на решение орфографических задач, лингворечевую
деятельность, формирование
коммуникативных умений и навыков. Много времени уделяется воспитанию
ценностного отношения к языку, литературе, взгляду на них, как на национальное достояние; воспитанию ценностного, уважительного
отношения к человеку, независимо от его национальной и религиозной
принадлежности.
Кабинет русского языка - то
место где регулярно проводятся заседания
ШМО предметов гуманитарного цикла. Совместно с коллегами 5 окрестных сельских
школ изучаем и обсуждаем современные
учебные программы и их адаптацию к условиям сельских образовательных
учреждений, исследуем возможности внедрения прогрессивных педагогических идей и
научных рекомендаций в практику своей работы. Анализируя учебно-воспитательный процесс и
приступая к планированию, мы используем
технологию личностно ориентированного обучения в обучении и воспитании,
постоянно опираемся на различные виды диагностики: наблюдение, собеседование,
тестирование, анкетирование, социометрию и т.д. В этом нам помогает папка
«Педагогические инновации». . | |
Кабинет русского языка и
его место в формировании социально активной и свободной личности, креативно мыслящей, готовой к творческой
деятельности, умеющей самостоятельно действовать, с учётом индивидуальных
особенностей и собственных интересов
каждого ученика