Педагогическое эссе «Семь главных правил моей учительской жизни»
Каждый учитель,
наверное, не раз задавал себе вопросы: «Зачем мне нужна эта школа с
маленькой зарплатой, с сомнительной престижностью?». Наверное, многие не
раз за этот непростой отрезок своей жизни пытались писать заявление и
уйти, сбежать от этих пединноваций и технологий, этих бесконечных
проверок тетрадей и поурочного планирования. Я, во всяком случае, первый
раз такое заявление писала после первой же недели работы в школе. Но
был такой 8 «Г» класс, в который никто из учителей не хотел даже входить
и в котором мне, совсем ещё девчонке «доверили» старшие товарищи
классное руководство. И эти самые «гэшники», затаив дыхание,
подслушивали под дверью кабинета директора школы, как я отчаянно
доказывала, что сил моих больше нет, что всё, ухожу. Тихие, робкие, не
похожие на себя, они пробрались в кабинет и убеждали меня, директора, но
больше всех самих себя, что они всё осознали и в класс вернутся совсем
другие люди, воспитанные и трудолюбивые, чуть ли не инопланетяне. Как
можно было уйти от этих «инопланетян», хотя я прекрасно понимала, что
никакое земное притяжение не сделает их тихими и послушными! Да и нужны
ли они, тихие и послушные? На выпускном я сама им сказала: «Летайте,
слышите, летайте и не смейте ползать!» И они «летают»: рабочие,
инженеры, врачи, менеджеры, они по-прежнему звонят мне, посылают
«эсэмэски», пишут в «Одноклассниках». Благодаря им я вывела первое
главное правило в своей учительской жизни: «Не бойся казаться смешной и
глупой, не бойся признавать свои ошибки, не бойся учиться у детей».
Сколько
сил, сколько времени я вложила в своих так называемых «одарённых»
учеников. На уроках, вне уроков – всё внимание им, драгоценным. Как
радовалась я их «пятёркам», победам в конкурсах и поступлению в
институт. Но каково же было моё удивление и разочарование, когда на
вечере встречи они, словно оказывая мне великую честь, цедили сквозь
зубы: «Да так дела, ничего, пойдёт». Не все, конечно не все, но всё же… И
как же мне было стыдно и неприятно, когда на улице кинулся ко мне
молодой парнишка с расспросами о моей жизни, вызвался проводить до дома,
а я с трудом вспомнила в нём незаметного серенького мальчонку, которому
русский язык никак не давался, у которого слова путались, а вот как
зовут его – никак не могла вспомнить. И был другой случай, когда
тоненькая большеглазая девочка-фармацевт, протянув мне в аптеке
лекарство, сказала: «Вы мой любимый учитель», а я долго вспоминала, в
каком классе она училась.…Так я уяснила второе главное правило: «Не жди
благодарности от своих учеников. Учись быть благодарной им за ту
радость, то счастье, которые дарят тебе их успехи». А ещё вывела правило
главное третье: «Замечай каждого ученика; каждая, даже очень скромная
удача того, кому учёба даётся нелегко, не менее важна, чем успехи тех,
кто всё схватывает на лету». Если ребёнку плохо в школе, это только вина
конкретных людей, конкретных учителей.
Конечно, учителю гораздо легче во всех отношениях, когда в классе у
него сидят за партами одни одарённые дети, когда лес рук, когда с
дисциплиной всё в порядке. В нашу маленькую сельскую школу мы берём
всех, даже кого исключили из других школ. Многих приходится учить заново
улыбаться, заново верить в себя. А как же экзамены, как же пресловутый
ЕГЭ? Скрывать нечего, многим из наших учеников просто не по силам
одолеть эти страшные для них экзамены с первого, а может быть, и с
третьего раза, как бы мы ни старались. И здесь я выскажу, наверное,
крамольную мысль. Правило главное четвёртое: ребёнок должен знать, что
на этом жизнь не кончается. «Двойка» - это не конец, а начало нового
этапа в жизни. Нужно только приложить усилия, призвать на помощь все
свои силы и силы учителя. У ребёнка обязательно должен быть шанс стать
успешным в этой жизни.
Из
этого вытекает правило главное пятое: учитель должен сам
соответствовать духу времени, быть деятелем, а не покорным исполнителем.
Не помогут никакие инновации, никакие технологи, если нам будут
навязывать их сверху. Нужно начать с себя. Об этом можно сказать словами
Вл. Корнилова: Считали: всё дело в строе. И переменили строй, И стали беднее втрое, И злее само собой.
Считали: всё дело в цели И хоть изменили цель, Она, как была доселе, За тридевять земель. Считали: всё дело в средствах, Когда же дошли до средств, Прибавилось повсеместно Мошенничества и зверств.
Меняли шило на мыло, А собственность на права… А необходимо было Себя поменять сперва.
Не так давно, будучи финалистом Всероссийского конкурса педагогического
мастерства «Мой лучший урок», услышала от одного очень знаменитого
учёного-методиста фразу: «Учитель всегда должен быть интересен своим
ученикам. Учитель, у которого нет никаких увлечений, кроме
профессиональных, не может не вызывать сомнений в профпригодности.
Особенно женщина». Я долго думала над этой фразой, потом пришла к
выводу, что это действительно так. Как радовались и удивлялись мои
нынешние ученики, когда мы вместе с ними отправились на велосипедах в
поход, а потом все вместе плавали наперегонки, разжигали костры и даже
играли в футбол. Как сказал один мой ученик: «Мы всегда знали, что вы
человек. Но чтобы настолько…». Отсюда правило главное шестое: «Умей
радоваться жизни во всех её проявлениях: и в гармонии, и в диссонансах».
Но нет, по-моему, ничего печальнее, чем учитель, который переносит своё
настроение из класса домой и из дома в школу. Вся моя большая семья
всегда в курсе всех моих школьных дел. Но у нас давний уговор: тяжёлый
портфель со злостью, раздражением я бросаю за порогом дома – пусть
попинают его все, кому не лень. И все свои мелкие и крупные семейные (у
кого их нет!) проблемы я также теряю по дороге из дома в школу. Это и
есть с главный седьмой закон. Думаете,
я всегда живу по законам? Конечно, нет. Но я всегда помню о них и,
наверное, поэтому я просто счастлива, потому что сама выбрала себе такую
профессию и сама не захотела её поменять ни на какую другую.